МТК Производственно-коммерческая фирма Производственно-коммерческая фирма
ул. Блюхера, д. 45, оф. 1 Екатеринбург
+7 (343) 360-92-00
Оформить заявку
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Получить консультацию
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Подписаться на рассылку

Получайте информацию о выгодных спецпредложениях и поступлениях


Стрелка вверх
Оформить заявку
Корзина: 0

Старогодные рельсы: что это такое, маркировка, группы износа, использование

Старогодные рельсы: что это такое, маркировка, группы износа, использование

Верхнее строение пути состоит из нескольких рельсовых групп, одной из наиболее востребованных среди которых являются старогодные рельсы. Они отличаются высокими эксплуатационными свойствами и длительным периодом годности, который можно увеличить при качественном обслуживании и своевременном проведении ремонтных работ.

0
7 минут

Что такое и зачем нужны старогодные рельсы

Снимаемые с рельсовых путей при их реконструкции прокатные изделия, которые затем устанавливаются на другую железнодорожную линию, называют старогодными. Они проходят проверку и обслуживание перед повторным использованием, что позволяет определить, какую нагрузку способны выдержать детали, где и как их можно эксплуатировать. Старогодные балки применяются для:

  • одиночной смены в случае образования повреждений;
  • комплексных ремонтных работ при усовершенствовании или восстановлении верхних строений пути;
  • сплошной замены рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта;
  • пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.

Вторичное обращение металлопроката не только позволяет сэкономить на восстановлении ж/д магистрали, но и исключает необходимость в утилизации и снижает риски экологического загрязнения окружающей среды.

Технические требования к старогодным рельсам

Использовать б/у рельсы для реконструкции железнодорожных путей можно только при их соответствии нормативным и техническим требованиям, а также указаниям об использовании на железных дорогах МПС России. С их помощью определяется, какие условия нужно учитывать при выполнении ремонтных и сварочных работ с бывшими в употреблении деталями. Вот некоторые из требований:

  • Рельсы, предназначенные для перекладки путей в звеньевых петлях, должны обладать высокой прочностью. Подходящие характеристики у прошедших термоупрочнение профилей Р65 и Р75.
  • Партии должны иметь паспорта с указанием информации о группе годности. Бумаги подшивают к другим, их нужно хранить на протяжении 5 лет.
  • Металлические профили длиной в 25 м. I категории должны свариваться максимум 2 швами, для II допустимо наличие 3, а для III – 4. Балки на 12,5 м вне зависимости от группы износа могут иметь до 2 сварных швов. Их соединения должны располагаться на удалении не меньше 3 м.
  • Отверстия под крепление болтами должны быть гладкими – без шероховатостей и надрывов.

Допустимый боковой износ – 3 мм. Если он больше, выполняют профильную обработку головки. Балки с боковым износом, превышающим 8 мм, допустимо применять лишь для замены прямых участков путей.

Товары из статьи в нашем каталоге

Рельсы Р-65, б/у, 0 группа, (износ 1-2 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
75 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
69 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм), немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12-12,4 м
тонна
65 000 руб.
Рельсы Р-18, б/у, (износ 1 мм)
тонна
80 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм), немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
10-12 м
тонна
60 000 руб.
Рельсы Р-24, б/у, (износ 1 мм)
тонна
90 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1(Б) группа, с боковым износом до 3 мм, немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
10-12,4 м
тонна
32 000 руб.
Рельсы Р-38, б/у
тонна
90 000 руб.

Как правильно выбрать старогодные рельсы

Перед покупкой старогодных рельс необходимо провести тщательные расчеты для определения количества материала. Далее нужно оценить загруженность пути, что позволит подобрать рельсовые балки, способные выдержать регулярные нагрузки. При приобретении металлопроката также рекомендуется обратить внимание на такие нюансы:

  • Разновидность. Комплектующие могут предназначаться для путей узкой или широкой колеи, для кранов, а также для железнодорожных полотен других типов. Они различаются по форме сечения, механическим свойствам и конструктивным особенностям.
  • Материал изготовления. Это может быть сталь, чугун, алюминий или другие металлические сплавы. Каждый из них обладает определенными свойствами, например, сталь отличается долговечностью и высокой прочностью, а алюминий устойчив к коррозийным процессам и имеет меньший вес по сравнению с другими материалам.
  • Размеры. Ширина основания выбирается с учетом габаритов колесных пар составов, а длина должна соответствовать предъявляемым к пути требованиям и может варьироваться от 8,5 до 12 метров.
  • Степень изнашивания. Исходя из особенностей эксплуатации железнодорожной магистрали и ее свойств для вторичного использования подходит металлопрокат, имеющий износ от 2 до 6 мм.

Выбор в пользу конкретных металлопрофилей должен основываться на пунктах, прописанных в ГОСТ Р 51685-2013. Перед приобретением рельсовых балок нужно внимательно ознакомиться с сопроводительными документами, где оценивается состояние деталей, а также сверить содержание бумаг с реальным качеством. Важно сверить маркировку и по возможности осмотреть товар на присутствие повреждений и признаков износа.

Классификация и маркировка

Различают старогодные рельсы следующих видов:

  • Термоупрочненные, применимые для монтажа без перемены рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее или в путь с переменой рабочего канта в строгом соответствии с техническими предписаниями.
  • Нетеромупрочненные, востребованные в целях восполнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях, имеющих 5 класс.
  • Инвентарные, принадлежащие к I - III группам годности. Продукцию III категории можно применять только для ремонтных работ на путях с закрытым перегоном.

Металлопрокат проверяют и маркируют за 10 – 50 суток до его изъятия из первичного использования. Процедура проводится комиссией, которая после осматривает балки и фиксирует информацию об их состоянии в дефектную ведомость. На поверхность профилей наносят:

  • Вертикальные линии, обозначающие группу годности. Их количество указывает срок эксплуатации и изношенность.
  • Буквенные обозначения, указывающие на особенности термоупрочнения. Буква «У» обозначает обработку по всему сечению, «ПУ» указывает на поверхностную обработку, а «Н» - говорит об отсутствии термоупрочнения.
  • Округленные значения тоннажа. Рассмотрим на примере. На элементах верхних строений пути, через которые прошло 493 тонн брутто, наносят число 500.
  • Числовое обозначение номера пути, с которого сняты рельсы.

Для нанесения маркировки берут несмываемые лакокрасочные материалы светлого оттенка. Обозначения располагают со стороны рабочей грани, обращая внутрь колеи так, чтобы они находились на удалении примерно 1,5 м. от левого стыка элементов ж/д полотна и 12,5 м. от края рельсовой петли.

Группы годности и износа старогодных рельс

Разобраться, какое изнашивание допустимо для рельсов различных групп годности, поможет таблица:

 

Оцениваемые характеристики, максимальное значение в мм

Группа годности

Износ головки

Снижение толщины подошвы из-за коррозийного процесса

Размер плавных вмятин и забоин подошвы

Параметры металлических наплывов без трещин и расслоений на наработанной грани

Неровности на головке в виде волн, глубина

Неровности на головке размером до 25 см

Размеры седловин и местных неровностей на поверхности катания

Вертикальный

Боковой

I

8

6

3

3

2

0,1

 

0,025

 

0,1

 

II

8

 

III

0,2

0,30

0,2

Наработка сверх тоннажа у изделий, которые относятся к первой группе – до 20%, ко второй – от 20 до 50%, к третьей – от 50 до 70%. Все рельсовые балки, которые не соответствуют указанным в таблице параметрам, относятся к четвертой группе. Их нужно утилизировать, а не применять повторно.

Онлайн-консультация от профессионалов!

Получите рекомендации специалистов не выходя из дома.

Правила приемки и комплектации

Требования к приемке и комплектации устанавливаются Приказом Министерства транспорта РФ. № 54, вступившим в силу 9 февраля 2018 г. Согласно его положениям:

  • Элементы железнодорожных путей, снятые и подготовленные к транспортировке на другое предприятие для последующего применения по назначению, принимаются представителем компании, куда они отправляются, или комплектовщиком.
  • Партии сдаются в соответствии с заранее согласованными с заказчиком объемами. К каждой из них подготавливается пакет документов. Факты погрузки и выгрузки изделий подтверждают сертификатами, оформленными по форме ПУ-91.
  • Двутавровые балки, поставляемые со складов путевых частей или машинных станций, могут дополнительно укомплектовывать подкладками и стыковыми скреплениями.

К тому моменту, как б/у рельсовые балки будут приняты, их нужно ввести в проектный температурный интервал. Работы, которые предусмотрены по проектной ведомости, можно сдавать поэтапно. Потребитель имеет право направить письменную претензию к поставщику при нарушении требований к приемке и комплектации, например, в случае несоответствия профилей требованиям ТУ или отсутствии необходимых документов.

Применение старогодных рельс

Прошедшие проверку и ремонт комплектующие используют в соответствии с предварительно составленным адресным планом. В нем фиксируются все нюансы введения в эксплуатацию б/у элементов, в том числе и их назначение в соответствии с классом годности:

  • Двутавровые балки применяются практически для всех линий, за исключением Б 4, 5 и В 3, 4.
  • Термоупрочненные элементы с маркировкой Р 65 и 75 можно применить без ремонта. Они подходят для укладки одиночных и сплошных путей.
  • Р50 применяются для капитальных ремонтных работ. Это может быть как полная замена линии, так и восстановление единичных участков.
  • Путевые элементы, получившие 1 – 3 категории с наработкой на тоннаж менее 100 млн. тонн, нужны для точечного восстановления пути.

Монтаж рельс, которые применяются повторно, выполняется таким образом, чтобы нанесенная на шейку маркировка располагалась внутрь колеи. Отдельно взятый перегон ремонтируется с помощью балок одной категории – разные профили допустимо соединять только при оборудовании переходных пролетов. Проведение ремонтных работ на колее 4 и последующих классов выполняется методом сплошной замены деталей там, где раньше применялись рельсы незакаленного типа. Укладывать в данном случае рельсовые балки, которые были закалены или не прошли термоупрочнение, нельзя.

Видео по теме статьи

Сроки службы

Длительность эксплуатации рельсовых балок, которые были сняты с других путей, определяется их группой годности. В нормативных документах фиксируются данные об их ресурсах и наработке на отказ. Согласно им, комплектующие разных групп годности способны выдержать следующие нагрузки:

  • 1-ая – 400 млн. т. при наработке на отказ в рамках первого этапа эксплуатации в 900 млн. т.
  • 2-ая – 300 млн. т.  при той же наработке, что и 1-ая.
  • 3-ая – до 200 млн. т., их нужно обслуживать и ремонтировать намного чаще, чем путевые элементы первой и второй групп.

Еще один фактор, влияющий на срок службы – это количество дефектов, которые появляются за период использования. Путевые элементы прослужат дольше, если будут полностью соответствовать техническим условиям, составленным для ремонтных и планово-предупредительных мероприятий. Четкое соблюдение нормативов и предписаний позволит сохранить исправность железнодорожных линий и предупредить возникновение аварийных ситуаций.

Качество и гарантия

Перед отправкой к потребителю продукцию, которую планируется использовать для реставрации железнодорожных путей, направляют на ремонт. Предварительно выполняется дефектоскопия, позволяющая выявить дефекты, место расположение которых впоследствии маркируется. Для осмотра и обнаружения повреждений собирается комиссия, которая фиксирует результаты своей работы в акте, составленном по форме ПУ-81. Качество уложенного из б/у рельс пути гарантируется соблюдением таких технических требований:

  • Протяженность железнодорожной линии без стыков – 800 м.
  • Длина балок для звеньевого пути после сварочных работ – 12, 5 и 25 м.
  • Погрешности для длины плетей у бесстыковых конструкций - ±30 мм., а для линий из звеньев - ±6 мм.

Выбирая старогодные рельсы нужно внимательно изучать сопроводительную документацию. Продукции должна быть присвоена категория, которую разрешено использовать для реставрации пути. На ее поверхность наносится соответствующая маркировка, без которой запрещена транспортировка. Соблюдение правил маркировки, комплектации и перевозки элементов железнодорожных линий отслеживается службой контроля пути. Это выступает гарантией их качества и безопасности для передвижения составов.

Автор

Елена Костоломова
Cпециалист
Стаж работы 10 лет
Дата публикации 17.03.2024
Насколько полезен был данный материал?