Что такое и зачем нужны старогодные рельсы
Снимаемые с рельсовых путей при их реконструкции прокатные изделия, которые затем устанавливаются на другую железнодорожную линию, называют старогодными. Они проходят проверку и обслуживание перед повторным использованием, что позволяет определить, какую нагрузку способны выдержать детали, где и как их можно эксплуатировать. Старогодные балки применяются для:
- одиночной смены в случае образования повреждений;
- комплексных ремонтных работ при усовершенствовании или восстановлении верхних строений пути;
- сплошной замены рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта;
- пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.
Вторичное обращение металлопроката не только позволяет сэкономить на восстановлении ж/д магистрали, но и исключает необходимость в утилизации и снижает риски экологического загрязнения окружающей среды.
Технические требования к старогодным рельсам
Использовать б/у рельсы для реконструкции железнодорожных путей можно только при их соответствии нормативным и техническим требованиям, а также указаниям об использовании на железных дорогах МПС России. С их помощью определяется, какие условия нужно учитывать при выполнении ремонтных и сварочных работ с бывшими в употреблении деталями. Вот некоторые из требований:
- Рельсы, предназначенные для перекладки путей в звеньевых петлях, должны обладать высокой прочностью. Подходящие характеристики у прошедших термоупрочнение профилей Р65 и Р75.
- Партии должны иметь паспорта с указанием информации о группе годности. Бумаги подшивают к другим, их нужно хранить на протяжении 5 лет.
- Металлические профили длиной в 25 м. I категории должны свариваться максимум 2 швами, для II допустимо наличие 3, а для III – 4. Балки на 12,5 м вне зависимости от группы износа могут иметь до 2 сварных швов. Их соединения должны располагаться на удалении не меньше 3 м.
- Отверстия под крепление болтами должны быть гладкими – без шероховатостей и надрывов.
Допустимый боковой износ – 3 мм. Если он больше, выполняют профильную обработку головки. Балки с боковым износом, превышающим 8 мм, допустимо применять лишь для замены прямых участков путей.
Как правильно выбрать старогодные рельсы
Перед покупкой старогодных рельс необходимо провести тщательные расчеты для определения количества материала. Далее нужно оценить загруженность пути, что позволит подобрать рельсовые балки, способные выдержать регулярные нагрузки. При приобретении металлопроката также рекомендуется обратить внимание на такие нюансы:
- Разновидность. Комплектующие могут предназначаться для путей узкой или широкой колеи, для кранов, а также для железнодорожных полотен других типов. Они различаются по форме сечения, механическим свойствам и конструктивным особенностям.
- Материал изготовления. Это может быть сталь, чугун, алюминий или другие металлические сплавы. Каждый из них обладает определенными свойствами, например, сталь отличается долговечностью и высокой прочностью, а алюминий устойчив к коррозийным процессам и имеет меньший вес по сравнению с другими материалам.
- Размеры. Ширина основания выбирается с учетом габаритов колесных пар составов, а длина должна соответствовать предъявляемым к пути требованиям и может варьироваться от 8,5 до 12 метров.
- Степень изнашивания. Исходя из особенностей эксплуатации железнодорожной магистрали и ее свойств для вторичного использования подходит металлопрокат, имеющий износ от 2 до 6 мм.
Выбор в пользу конкретных металлопрофилей должен основываться на пунктах, прописанных в ГОСТ Р 51685-2013. Перед приобретением рельсовых балок нужно внимательно ознакомиться с сопроводительными документами, где оценивается состояние деталей, а также сверить содержание бумаг с реальным качеством. Важно сверить маркировку и по возможности осмотреть товар на присутствие повреждений и признаков износа.
Классификация и маркировка
Различают старогодные рельсы следующих видов:
- Термоупрочненные, применимые для монтажа без перемены рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее или в путь с переменой рабочего канта в строгом соответствии с техническими предписаниями.
- Нетеромупрочненные, востребованные в целях восполнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях, имеющих 5 класс.
- Инвентарные, принадлежащие к I - III группам годности. Продукцию III категории можно применять только для ремонтных работ на путях с закрытым перегоном.
Металлопрокат проверяют и маркируют за 10 – 50 суток до его изъятия из первичного использования. Процедура проводится комиссией, которая после осматривает балки и фиксирует информацию об их состоянии в дефектную ведомость. На поверхность профилей наносят:
- Вертикальные линии, обозначающие группу годности. Их количество указывает срок эксплуатации и изношенность.
- Буквенные обозначения, указывающие на особенности термоупрочнения. Буква «У» обозначает обработку по всему сечению, «ПУ» указывает на поверхностную обработку, а «Н» - говорит об отсутствии термоупрочнения.
- Округленные значения тоннажа. Рассмотрим на примере. На элементах верхних строений пути, через которые прошло 493 тонн брутто, наносят число 500.
- Числовое обозначение номера пути, с которого сняты рельсы.
Для нанесения маркировки берут несмываемые лакокрасочные материалы светлого оттенка. Обозначения располагают со стороны рабочей грани, обращая внутрь колеи так, чтобы они находились на удалении примерно 1,5 м. от левого стыка элементов ж/д полотна и 12,5 м. от края рельсовой петли.
Группы годности и износа старогодных рельс
Разобраться, какое изнашивание допустимо для рельсов различных групп годности, поможет таблица:
|
Оцениваемые характеристики, максимальное значение в мм
|
Группа годности
|
Износ головки
|
Снижение толщины подошвы из-за коррозийного процесса
|
Размер плавных вмятин и забоин подошвы
|
Параметры металлических наплывов без трещин и расслоений на наработанной грани
|
Неровности на головке в виде волн, глубина
|
Неровности на головке размером до 25 см
|
Размеры седловин и местных неровностей на поверхности катания
|
Вертикальный
|
Боковой
|
I
|
8
|
6
|
3
|
3
|
2
|
0,1
|
0,025
|
0,1
|
II
|
8
|
III
|
0,2
|
0,30
|
0,2
|
Наработка сверх тоннажа у изделий, которые относятся к первой группе – до 20%, ко второй – от 20 до 50%, к третьей – от 50 до 70%. Все рельсовые балки, которые не соответствуют указанным в таблице параметрам, относятся к четвертой группе. Их нужно утилизировать, а не применять повторно.