Особенности сварки рельсовых стыков
Рельсы производятся из высокоуглеродистой стали, что затрудняет работу со сварочным аппаратом. Во время обработки при высоких температурных показателях материал может трескаться. В нем также образуются скрытые дефекты, которые становятся причиной аварийных ситуаций. Исключить появление микротрещин и сохранить качество железнодорожного полотна можно:
- Используя профессиональное оборудование. Оно обеспечивает высокую точность и безопасность соединений.
- Применяя качественные расходники. Нужно ответственно подходить к выбору электродов и других материалов.
- Используя вспомогательные средства припоя. Выбор в пользу конкретного зависит от ситуации. Это могут быть паяльные флюсы, газовые среды, стоп-материалы.
- Следуя выбранному режиму работы. Он должен быть оптимальным для конкретных условий.
- Выполняя постобработку. После сварки шов обрабатывается, а затем проверятся на целостность с помощью дефектоскопа.
Технологии и способы сварки рельсов
Метод сварки подбирается в соответствии с техническими характеристиками ж/д полотна, с его загруженностью и протяженностью. Учитывают совместимость материалов, их текучесть и пластичность.
Электродуговой
Для соединения могут использоваться отечественные электроды УОНИ 13/45 или 13/55, а также японская марка LB 52U. Сначала их хорошо прокаливают, а затем выдерживают в течение 2 часов при температуре +180 - +220°С. Электродуговая сварка рельсов выполняется по следующей схеме:
- Подготавливают элементы верхнего строения пути. Зачищают и шлифуют их края для повышения качества шва.
- Располагают поверх шпал двутавровые балки. Укладывают на предназначенных для них местах, оставляя небольшие зазоры.
- Размещают электрод между стыками. Пропускают через него ток от трансформатора или сварочного аппарата.
Расплавленный электрод заполняет зазор, обеспечивает надежное скрепление элементов. Прочность полученного шва варьируется от 55 до 70%.
«Ванный» способ сварки рельсов
Разновидность электродуговой сварки, при которой концы элементов верхнего строения пути располагают в удерживающих расплав резервуарах. Для получения качественного шва работы проводятся на возвышении. Такой метод сваривания подходит при наличии зазора между металлическими профилями шириной в 14 – 16 мм. Для его заполнения берется электрод диаметром 5 – 6 мм. Он располагается вертикально и подвергается воздействию тока прямой полярности с мощностью 300 – 350 А. «Ванная» сварка обеспечивает равномерное заполнение зазора. При этом вся поверхность сечения покрывается диффузным слоем. Достоинства данного способа соединения балок:
- металл защищен от окисления благодаря обмазке;
- флюсы использовать не нужно;
- соединения приобретают необходимую плотность без дополнительных усилий;
- источник тока может быть любым.
Металл может вытекать за границы резервуара. Чтобы этого не произошло, устанавливают специальные ограждения – инвентарные формы, закрывающие зазор по бокам и снизу.
Ручная дуговая сварка
Способ, который повторяет электродуговой метод сваривания. Отличие заключается в том, что вместо автоматизированной аппаратуры работает человек. Ручную дуговую сварку можно выполнять с применением ванночки и без. Зачистка торцов происходит медленнее и точность укладки снижается, но ручная дуговая сварка все же не теряет своей актуальности. Она востребована в случаях, когда транспортировка оборудования и его подключение бессмысленно из-за небольших объемов работы. Это может быть локальный ремонт с укладкой нескольких элементов верхнего строения пути или исправление дефектов прямо на ж/д линии.
Термитный способ
Если предстоит работа с рельсами, не прошедшими термическую обработку или поверхностно и объемно закаленными типами балок, можно выбрать в пользу термитного способа сварки (алюминотермитного). Чаще всего его используют для соединения металлопрофилей у стрелочных переводов, а также на приемоотправочных, гористых, станционных, производственных участках.
Термитная технология представляет собой соединение с помощью реакции восстановления, которая запускается при смешивании алюминиевого порошка, оксида железа и ряда других компонентов. Выполняется с соблюдением следующих этапов:
- Подготовленная смесь поджигается и нагревается при температуре 1200 – 2000 °С.
- Расплавленная субстанция заливается в ванну, где уже размещены балки с зачищенными торцами.
- Затекшая в зазоры смесь оставляется для затвердевания на 15 – 20 минут. Образуется прочный шов, на поверхности которого остается шлак.
- Шлак счищается, а шов шлифуется после того, как были сняты формы.
Достоинства термитного метода заключается в его независимости от электроэнергии и газа. Это доступная и простая технология, которая выполняется без применения сложного технологического оборудования. С ее помощью достигается прочность соединения в 65 – 70%. Можно выполнять работу на нескольких отрезках. Полностью перекрывать движение для составов не потребуется, ведь сварочный процесс обычно длится не дольше 60 минут.
Газопрессовая сварка рельсов
Сварка рельс этим способом выполняется газопрессовыми станками СГП-8У или МГП-9. Первый из них оснащен пневматической системой управления. Второй способен не только сваривать рельсы, но и срезать утолщения. Металл нагревается ниже температуры плавления и испытывает на себе большое давление. Металлоконструкции соединяются между собой, а затем с помощью дисковой пилы на их торцах делаются вертикальные надрезы. Лишь в этом случае можно будет обеспечить чистую шлифовку и максимально плотное прилегание элементов. Завершающими этапами подготовки профилей являются обработка и защита от окисления с помощью четыреххлористого углерода или дихлорэтана. Затем можно переходить к газопрессованию, которое выполняется следующим образом:
- Балки прижимаются друг к другу гидравлическим прессом с силой до 13 тонн в целях достижения необходимой осадки.
- Линии их соприкосновения прогреваются многопламенными горелками до температуры в +1200 °С.
- Проверяется усадка. Она не должна превышать 2 см.
- Шов очищается и шлифуется.
- Выполняется его проверка на качество.
С помощью газопрессовой сварки можно выполнить соединение деталей, имеющих различную толщину и конфигурацию. При этом в рабочей зоне химический состав слоя будет однородным. На поверхности не появятся окалины. Прочность соединения будет составлять 100%.
Электроконтактная сварка рельсов
Одна из наиболее удобных автоматизированных технологий, которая заключается в нагреве стыков и их расплавлении дугой, полученной при низком напряжении. Рельсовые балки нужно уложить на шпалы по месту монтажа или расположить их внутри или снаружи колеи со смещением не более 260 см от центра. Затем места соединения разогреваются мобильной станцией, которая работает по принципу непрерывного нагрева или следует периодичности, заложенной программой. Оборудование укомплектовано сменными сварочными головками, а значит можно выбрать способ сварки с учетом особенностей железной дороги.
Электроконтактная сварка позволяет исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, и достичь максимальной точности соединения. Эта технология достаточно дорогая, но она окупает себя при прокладывании путей с большой протяженности. Прочность соединения варьируется от 90 до 110%.