МТК Производственно-коммерческая фирма Производственно-коммерческая фирма
ул. Блюхера, д. 45, оф. 1 Екатеринбург
+7 (343) 360-92-00
Оформить заявку
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Получить консультацию
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Подписаться на рассылку

Получайте информацию о выгодных спецпредложениях и поступлениях


Стрелка вверх
Оформить заявку
Корзина: 0

Размеры рельс: высота, ширина, длина

Размер рельсов – величина, от которой зависит их прочность и способность распределять нагрузки. Какой она должна быть согласно нормативам, расскажем далее.

0
12 минут

Виды рельсов

Типы рельсов с учетом технических особенностей, назначения и конструкции:

  • Промышленные (РП50, 65, 75). Для ширококолейных железнодорожных путей и стрелочных переводов на предприятиях.
  • Узкоколейные (Р8, 11, 18, 24). Используются для прокладки ж/д полотна с узкой колеей, например, в шахтах.
  • Рудничные (Р33, 38). Применяются для обустройства линий в подземных сооружениях.
  • Железнодорожные (Р75, 65, 50). Для перевода составов с одного пути на другой и ж/д полотен с широкой колеей, которые относятся к звеньевому и бесстыковому пути. Выполняются из стальных сплавов М76 и 74 с относительным удлинением от 4%.
  • Крановые (КР70, 80, 100, 120, 140). По ним передвигаются части мостовых кранов и подъемные краны.
  • Усовиковые (УР65). Для крестовин железных дорог с непрерывной поверхностью катания.
  • Контррельсовые (РК50, 65, 70). Балки с загнутыми под углом 45 градусов концами для укладки рельсов таким образом, чтобы ширина между ними и путевыми рельсами была не более 90 мм.
  • Остряковые (ОР43, 50, 65, 75). Для сборки верхнего строения пути широкой колеи в метрополитенах, на оборудованных для общего пользования путях, на промышленных линиях технологического значения.
  • Желобчатые трамвайные (Т58, 62, 60, 65). Для прокладки путей под электрический общественный транспорт.

Товары из статьи в нашем каталоге

Рельсы Р-65, Т1, резерв 2014 г.в.
ГОСТ Р51685-2010
12,5 м
тонна
95 000 руб.
Рельсы Р-65, Т1, резерв 2014 г.в.
ГОСТ Р51685-2010
25 м
тонна
93 000 руб.
Рельсы Р-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы Р-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ Р51685-2013
25 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы Р-65, НТ260
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м, 25 м
тонна
132 000 руб.
Рельсы Р-65, ДТ350, (ОАО "ЧМК")
ТУ 0921-231-01124323-2014
12,5 м
тонна
134 000 руб.
Рельсы РП-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
133 000 руб.
Рельсы РП-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ 51045-2014
25 м
тонна
132 000 руб.
Рельсы РП-65, НТ260
ГОСТ 51045-2014
12,5 м, 25 м
тонна
129 000 руб.
Рельсы РП-65, ДТ (ОАО "ЧМК")
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
129 000 руб.
Рельсы Р-50, ОТ350
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
142 000 руб.
Рельсы Р-50, НТ260
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
140 000 руб.
Рельсы РП-50, ОТ350
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
138 000 руб.
Рельсы РП-50, НТ260
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы РП-50, ДТ
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
130 000 руб.
Рельсы РП-50, Н
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
130 000 руб.
Рельсы Р-43
ГОСТ 30165-94
12,5 м
тонна
153 000 руб.
Рельсы Р-43, восст.
ГОСТ 30165-94
12,5 м
тонна
112 500 руб.
Средства пакетирования для ж/д рельсов
ГОСТ 26663-85
комплект
100 000 руб.

Виды рельсов

Типы рельсов с учетом технических особенностей, назначения и конструкции:

  • Промышленные (РП50, 65, 75). Для ширококолейных железнодорожных путей и стрелочных переводов на предприятиях.
  • Узкоколейные (Р8, 11, 18, 24). Используются для прокладки ж/д полотна с узкой колеей, например, в шахтах.
  • Рудничные (Р33, 38). Применяются для обустройства линий в подземных сооружениях.
  • Железнодорожные (Р75, 65, 50). Для перевода составов с одного пути на другой и ж/д полотен с широкой колеей, которые относятся к звеньевому и бесстыковому пути. Выполняются из стальных сплавов М76 и 74 с относительным удлинением от 4%.
  • Крановые (КР70, 80, 100, 120, 140). По ним передвигаются части мостовых кранов и подъемные краны.
  • Усовиковые (УР65). Для крестовин железных дорог с непрерывной поверхностью катания.
  • Контррельсовые (РК50, 65, 70). Балки с загнутыми под углом 45 градусов концами для укладки рельсов таким образом, чтобы ширина между ними и путевыми рельсами была не более 90 мм.
  • Остряковые (ОР43, 50, 65, 75). Для сборки верхнего строения пути широкой колеи в метрополитенах, на оборудованных для общего пользования путях, на промышленных линиях технологического значения.
  • Желобчатые трамвайные (Т58, 62, 60, 65). Для прокладки путей под электрический общественный транспорт.
razmery-relsov

Форма и конструкция рельсов

Рельсовые балки выпускаются в виде фасонных профилей, состоящих из головки, шейки и подошвы. Их поверхность катания выпуклая, что позволяет передать давление колес по вертикальной оси. Плавное сопряжение шейки с головкой и подошвой снижает концентрацию местных напряжений.

Онлайн-консультация от профессионалов!

Получите рекомендации специалистов не выходя из дома.

Таблица размеров рельсов, типы и марки

Различают рельсы с отверстиями под болты и без них. Последние могут иметь три типоразмера, которые отличаются по длине в метрах:

  • До 20 с допуском в плюс и минус 1 мм на каждый метр.
  • От 21 до 25 плюс/минус 20 мм/м.
  • От 26 до 100 с отклонением до 30 мм на каждый метр.

У рельсовых балок, в которых предусмотрено наличие болтовых отверстий, более широкий размерный ряд. Их длина может равняться 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м. Допускается отклонение от стандарта в большую или меньшую сторону на 4 мм.

Таблица размеров рельс, составленная с учетом ГОСТ 16210-77, 8161-75, 7174-75, 7173-54, выглядит так:

Измеряемые значения

Типы железнодорожных рельсов с буквенным обозначением Р

75

65

50

43

Головка, ширина, мм

сверху

72

73

70,2

70

снизу

75

75

72

70

Головка, высота, мм

шейка

104,4

105

83

71

подошва

32,3

30

27

27

Подошва, ширина, мм

75

75

72

70

Средняя часть шейки, толщина, мм

20

18

16

14,5

Поперечное сечение, см2

95,04

82,65

65,99

57

Расстояние от центра тяжести, мм

до низа подошвы

88,2

81,3

70,5

68,5

до верха головки

103,8

98,7

81,5

71,5

Масса 1 м рельс также зависит от его типа. Определить этот показатель можно по цифровому обозначению. У Р75 он равен 74,41, у Р65 – 64,72, у Р50 – 51,67, у Р43 – 44,65 кг. Балки длиною в 25 м весят 1860, 1618, 1292 и 1116 кг соответственно.

Обратите внимание, масса одного погонного метра – это основной параметр, влияющий на их мощность и прочность.

Таблица с габаритами узкоколейных рельсов:

Измеряемые значения

Типы узкоколейных рельс (буквенное обозначение Р)

8

11

18

24

Головка, ширина, мм

25

32

40

51

Подошва, ширина, мм

54

56

80

92

Масса 1 м, кг

8,42

11,8

17,91

24,9

Поперечное сечение, см2

10,76

14,28

22,88

31,79

 

Размер кр рельс определяется ГОСТ 4121-96 и представлен в следующей таблице:

Измеряемые значения

Типы крановых рельс (буквенное обозначение КР)

70

80

100

120

140

Головка, ширина, мм

сверху

70

80

100

120

140

снизу

75,6

87

108

129

150

Подошва, ширина, мм

120

130

150

170

170

Высота головки, мм

28

35

40

45

50

Масса 1 м, кг

46,1

59,81

83,09

113,47

141,70

Поперечное сечение, см2

58,72

76,19

105,85

144,54

180,51

Расстояние от центра тяжести, мм

до низа подошвы

57,7

64,2

75,5

86,5

87

до верха головки

62,3

65,8

74,5

83,5

83

               

Внутренний размер рельс определятся номинальными показателями ширины колеи между внутренними гранями головки балок. Она соответствует типу участков ж/д линий:

  • Прямые и кривые радиусом 350 м или больше – 1520 мм.
  • Крутые кривые с радиусом от 349 до 300 м – 1530 мм.
  • Крутые кривые с радиусом 299 м или меньше – 1535 мм.
  • Прямые и кривые радиусом более 650 м без комплексной замены рельсов и шпал – 1524 мм.
  • Крутые кривые без комплексной замены рельсов и шпал с радиусом от 650 до 450 м – 1530 мм.

Видео по теме статьи

Методы контроля

Доступные для измерения размеры рельс по ГОСТ 26877 контролируются с использованием инструментов и средств, которые могут обеспечить высокую точность выполнения работы. Если нужно выявить систематические погрешности, пропущенные при основной проверке, применяются только шаблоны. По стандарту используются следующие методы контроля:

  • для контроля поперечного сечения отступают 10 – 20 см от поперечного разреза;
  • толщина шейки определяется в средней части ее высоты у торца;
  • симметричность профиля проверяют исходя из того, как подошва смещена по отношению к головке;
  • равномерная кривизна рельсов оценивается визуально, балка располагается «стоя на подошве»;
  • для определения скручивания рельсовых балок потребуется щуп, позволяющий оценить образованный между краем подошвы и стеллажом зазор;
  • локализация отверстий под болты определяется по клиновой части пазух – предельное отклонение полученных значений – плюс/минус 1 мм;
  • в целях выявления отклонения концов от прямолинейности от поперечной грани отступают 12 – 18 мм., следя за тем, чтобы контрольная линейка касалась поверхности на удаленности не менее 0,6 мм от торца.

Измеряя размеры железнодорожных рельс шаблоны и методы контроля нужно согласовывать с МПС РФ. Длина металлического профиля определяется рулеткой, а отклонение от прямолинейности – автоматическими устройствами. Для измерения стрелы прогиба предназначены стальные струны и измерительные линейки.

Автор

Елена Костоломова
Cпециалист
Стаж работы 10 лет
Дата публикации 03.07.2024
Насколько полезен был данный материал?

Часто задаваемые вопросы

Высота и ширина рельсов зависят от их конструкции, а также сферы применения. Их габариты регламентируются общепринятыми стандартами, зафиксированными документально. Здесь вы можете получить ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть по данной теме.