МТК Производственно-коммерческая фирма Производственно-коммерческая фирма
ул. Блюхера, д. 45, оф. 1 Екатеринбург
+7 (343) 360-92-00
Оформить заявку
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Получить консультацию
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Подписаться на рассылку

Получайте информацию о выгодных спецпредложениях и поступлениях


Стрелка вверх
Оформить заявку
Корзина: 0

Допустимый износ рельсов: боковой, вертикальный, горизонтальный

  • Главная
  • Статьи
  • Допустимый износ рельсов: боковой, вертикальный, горизонтальный

Допустимый износ рельсов: боковой, вертикальный, горизонтальный

В процессе эксплуатации опорные конструкции железнодорожных магистралей испытывают на себе силу трения, которая постепенно разрушает их. Сохранить эксплуатационные свойства железной дороги и обеспечить безопасное движение локомотивов можно, если учитывать допустимый износ рельсов, своевременно проводить ремонт и обслуживание ж/д полотна.

0
12 минут

Что такое износ рельсов и каким он бывает

Износ рельсов - изменения в структуре металлоконструкции, которые превышают принятые нормы и уменьшают срок годности ж/д линий. Классифицируется в зависимости от серьезности повреждений и места их расположения.

Боковой

Боковой износ рельса сопровождается появлением полки, имеющей угол наклона в 30-32°. Когда по поврежденному участку проезжают поезда, поверхность катания колес отрывается от металлопроката. Нарушения бокового типа возникают под воздействием трения на наружных профилях кривых отрезков пути с радиусом до 2000 м. Его нужно измерять на уровне 14 мм ниже головки.

Вертикальный

Измеряется по высоте балки и характерен для прямых участков, а также неупорных рельсовых нитей кривых отрезков. Часто выявляется такой вертикальный износ рельса, как расслоение. Дефект обычно пролегает через среднюю часть профиля. Определить его можно, обнаружив ржавчину, отколовшийся кусочек или трещину по низу шейки. Расположенное в вертикальной плоскости усадочное расслоение при недостаточно плотном соприкосновении стенок во время прокатки обнаруживается по продольным полосам черного цвета, появляющимся совместно с увеличением ширины верха. В большинстве случаев такое отклонение замечают, когда становятся видны трещины. Значения допуска на вертикальный износ определяет допустимую степень отклонения полотна от изначального размера вверх или вниз. Этот показатель зависит от сферы использования металлопрофиля, отраслевых стандартов и закрепленных в нормативах требований.

Горизонтальный

Измеряют по ширине головки на 13 мм ниже ее верхней грани. Горизонтальный износ рельс может проявляться в виде расслоений, образующихся внутри головки. Обычно такой недостаток выявляется на расстоянии 6,35 мм от поверхности катания. Еще один тип расположенных в горизонтальной плоскости повреждений – выкрашивание металла, спровоцированное неоднородностью состава профиля. Допустимое значение отклонения ширины металлопроката от изначальной называют допуском на горизонтальный износ. Его значение также напрямую зависят от сферы использования, принятых в отрасли стандартов и требований, закрепленных в нормативах.

Товары из статьи в нашем каталоге

Рельсы Р-65, восстановленные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
88 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 0 группа, (износ 1-2 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
75 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
69 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм), немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12-12,4 м
тонна
65 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1 группа, (износ 3-4 мм), немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
10-12 м
тонна
60 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1(Б) группа, с боковым износом до 3 мм
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
32 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 1(Б) группа, с боковым износом до 3 мм, немерные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
10-12,4 м
тонна
32 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 2 группа, (износ 5-6 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
60 000 руб.
Рельсы Р-65, б/у, 4 группа, (износ 7-8 мм)
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
39 000 руб.
Рельсы Р-50, восстановленные
ТХ ЦПТ-80/350 ГОСТ 51685-2000
12,5 м
тонна
85 000 руб.

Основные причины износа рельсов

Причины образования повреждений верхнего строения пути:

  • Рельсовые балки изготовлены из некачественного сплава. Металлопрофиль изнашивается быстрее и сильнее, если при его производстве были нарушены технологические процессы или применялось сырье с неподходящими техническими характеристиками.
  • Торцы и отверстия под болты уложенных профилей неправильно обработаны. Недостаточное внимание к этим элементам провоцирует повреждения и преждевременное изнашивание.
  • Детали железной дороги подвергаются разрушительному механическому воздействию. Оно может быть случайным или специальным. К повреждениям рельс приводят аварии, удары тяжелыми предметами и другие внешние факторы.
  • Рельсы подвергаются повышенным динамическим нагрузкам. Из-за неисправности поезда, нарушения правил вождения или других факторов состав может буксовать или скользить, что увеличивает нагрузки на ж/д полотно.
  • Железнодорожная линия содержится неправильно или к уходу за ней относятся халатно. Ее нужно регулярно осматривать и обслуживать, иначе износ элементов верхнего строения пути ускорится.
  • Рельсы используются слишком долго. Каждый тип металлопроката вырабатывает определенный тоннаж после чего начинает стремительно разрушаться из-за превышения допустимых норм нагрузок.

Часто при использовании неподходящего металлического сплава рельсы ржавеют. Из-за коррозии появляются трещины и изломы, геометрия профилей нарушается, а значит и износ происходит быстрее.

Процедура определения дефектов, как происходит изъятие рельс

Для выявления повреждений и отклонений от норм истирания проводится дефектоскопия. Она позволяет обнаружить нарушения однородности структуры, несоответствия материала изначальному химическому составу, затронутые коррозией участки и другие недостатки. Ультразвуковую дефектоскопию выполняют перед введением железной дороги в эксплуатацию используя такие методы контроля:

  • Теневой. При определении повреждения интенсивность амплитуды ультразвуковой волны, прошедшей через изделие от излучателя к приемнику, уменьшается.
  • Зеркально-теневой. В данном случае выявление дефекта происходит при отражении ультразвуковой волны от противоположной поверхности изделия.
  • Эхо-метод. Если есть дефект, прибор улавливает отраженный поверхностью эхоимпульс.

При низких отрицательных температурах и при отсутствии акустического контакта используется магнитная дефектоскопия. Этот метод контроля позволяет определить изъяны по изменению магнетического поля и плотности обтекающих трещину вихревых потоков.

Обнаружить неисправности можно по следующим признакам:

  • износ превысил рекомендованные показатели (нормы определяет Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 25.12.2018) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации");
  • обнаружены выкрашивания головки, длина которых более 25 мм., а глубина больше 3 мм. (для линий с ежегодной грузонапряженностью более 25 млн тонн-км/брутто-км.);
  • выявлены выкружки головки, длина которых от 35, а глубина от 4 мм. (для путей, где ежегодная нагрузка меньше 25 млн тонн-км/брутто-км.)
  • деформирование поверхности катания превысило допустимые нормы;
  • имеются краснота под головкой или продольные трещины, протяженность которых достигает 30 и более мм.;
  • закаленный слой на стыках и по общей длине двутавровых балок выкрошен более чем на 3 мм.

При выявлении этих нарушений нужно ограничить скорость движения локомотивов и начать демонтировать полотно, которое больше нельзя использовать. Затем потребуется выполнить дефектоскопию, позволяющую определить скрытые изъяны. Если они обнаружились, балку нужно вскрыть и присвоить повреждению код. Итоги обследований потребуется зафиксировать в реестре, а затем направить его в центр диагностики.

Предельно-допустимые износы рельсов

Разобраться, какой износ головки рельсов является условием для отбраковки, поможет таблица:

Тип путей

Максимальный износ рельсов для определенных типов профиля, мм

Легкий (с меньшим чем у Р50 весом)

Средний (Р50)

Тяжелый (Р65, 75)

Приведенный износ головки

Магистрали, где скорость движения транспорта

 

Не превышает 140 км/ч

-

7

9

От 141 до160 км/ч

-

-

8

Главные линии с грузонапряженностью

Менее 25 млн

9

13

16

Более 25 млн

8

10

12

Пути для приемки и отправки

12

16

20

Линии других направлений

15

19

22

Боковой износ

Магистрали со скоростью движения составов

Менее 140 км/ч

-

6/6

7/6

141 – 160 км/ч

-

-

6/6

Главные линии с грузонапряженностью

Менее 25 млн

10/9

16/15

18/17

Более 25 млн

13/12

13/12

15/14

Линии других направлений

15/14

18/17

-

Вертикальный (стыки организованы с накладками)

-

10 (7)

10

13

Пояснение: Значения в скобках применяют для тех профилей, которые относятся к категории II-A и еще более легким конструкциям. После значка «/» указаны данные для рельсовых балок, измеренных под углом в 45 градусов.

Онлайн-консультация от профессионалов!

Получите рекомендации специалистов не выходя из дома.

Маркировка дефектов

После измерения износа рельсов на их поверхность наносят маркировку, учитывая следующие правила:

  • При расположении повреждения ближе к левой стороне профилей на них наносят обозначение один раз. Это правило действует также, если дефект обнаружен у стыка.
  • При локализации проблемы с правой стороны все обозначения дублируют.
  • При обнаружении критических проблем наносят артикул сразу после изъятия из эксплуатации.
  • Для нанесения маркировки берут белую краску на масляной основе. Она более заметна, а также устойчива к воздействию воды и осадков.

Буква X указывает на обычные повреждения, а XX – на острые дефекты. Маркировку располагают на внутренней стороне профиля за 1 м от левого стыка. Если дефектоскопия выявила скрытое повреждение, маркировку повторяют, расположив ее в месте дефекта. Если деформация затронула всю длину рельса, наносят обозначение по типу -52.1-.

Видео по теме статьи

Пропуск транспорта по остродефектным рельсам

Допустить проезд составов по ж/д пути, на участке которого обнаружен острый дефект, могут в следующих случаях:

  • Обнаружена трещин, не имеющая полного излома – максимальная скорость движения 15 км/ч.
  • Выявлен раскол двутавровой балки Р65, расположенный внутри и не выходящий наружу – могут проезжать поезда со скоростью до 25 км/ч.
  • Появились излом или трещина размером не более 25 мм – концы соединяют накладками и обжимают струбцинами МПС-типа, в течение 3 часов до того, как поврежденный участок уберут, пропускают составы, которые двигаются на скорости 25 км/ч.

При полной непригодности металлопроката к дальнейшему использованию провести железнодорожный состав через проблемный участок можно только один раз. Поезд должен ехать на скорости не более 5 км/ч. Если сильно поврежденный участок находится в туннеле или на мосту, проводить через них составы запрещено.

Часто задаваемые вопросы

Ответы специалиста помогут закрыть большинство вопросов, возникающих при изучении темы.

Какие дефекты рельсов существуют?

Чаще всего под износом рельсов понимают изнашивание головки – части, которая подвержена большим нагрузкам. Изношенность может быть вертикальной, горизонтальной и приведенной. Если повреждение растягивается по длине конструктивного элемента неравномерно, его относят к волнообразным неисправностям. Отдельные металлические части стрелочного перевода подвержены разным изъянам:

  • рамные рельсы – вертикальным;
  • остряки – выкрашиванию;
  • усовики – вертикальному;
  • контррельсы – боковому;
  • сердечник крестовины – вертикальному изнашиванию и выкрашиванию.

Какие рельсы называются дефектными?

В процессе эксплуатации железнодорожных путей их служебные свойства постепенно снижаются и достигают нижней границы допустимого нормативного уровня. Если безопасный пропуск поездов все еще может выполняться, пусть и с ограничением скоростного режима, такие отрезки относят к категории дефектных.

Как маркируется дефектный рельс?

Для нанесения маркировки берется светлая несмываемая краска. Ее располагают на расстоянии 1 м от левого стыка изнутри колеи. Дефектный элемент полотна помечается одним крестом, остродефектный – двумя. Крест и код повреждения наносят рядом с видимым изъяном или с внутренней стороны колеи при обнаружении неисправности дефектоскопом.

Какой срок службы рельсов?

Длительность эксплуатации зависит от грузонапряженности участка и от того, какой метод термоупрочнения применялся при производстве. Рельсовые балки могут прослужить от 15 до 30 лет.

Почему рельсы не ржавеют?

Для изготовления деталей ВСП используются стальные сплавы, включающие в себя марганец и хром – они образуют защитный слой на поверхности металлопрофиля. Дополнительным препятствием для коррозии служит покрытие, который наносится на рельсы перед их установкой. Срок службы элементов верхних строений пути увеличивается и за счет наличия на их поверхности смазки, уменьшающей трение.

Автор

Елена Костоломова
Cпециалист
Стаж работы 10 лет
Дата публикации 03.07.2024
Насколько полезен был данный материал?