МТК Производственно-коммерческая фирма Производственно-коммерческая фирма
ул. Блюхера, д. 45, оф. 1 Екатеринбург
+7 (343) 360-92-00
Оформить заявку
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Получить консультацию
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Подписаться на рассылку

Получайте информацию о выгодных спецпредложениях и поступлениях


Стрелка вверх
Оформить заявку
Корзина: 0

Как производят железнодорожные рельсы?

Главная задача при изготовлении железнодорожных линий состоит в обеспечении качественного взаимодействия колесного состава с верхним строением пути. На производстве следят за выполнением стандартов, контролирующих безопасное использование транспортных линий. Изготавливают рельсы с конструкцией, обеспечивающей низкий уровень трения и высокую тягу. Это позволяет большим составам двигаться с малым сопротивлением, развивать значительную скорость без потери траектории движения.

0
12 минут

Как производят железнодорожные рельсы?

На современных фабриках для выплавления рельсовой стали используют технологию кислородного дутья. С ее помощью достигается равномерный химический состав сырья, а также низкое содержание в нем водорода и окислов. Газы подводят через дно конвертера, а раскисление происходит без добавления алюминия, что улучшает эксплуатационные свойства готового изделия. Вместо алюминия берутся феросплавы с титаном, ванадием или кремнием. Устойчивость металлических балок к появлению контактно-усталостных трещин увеличивается на 20 - 25%.

Разберемся, как делают рельсы для поездов пошагово:

  1. Сталь разливают по формам-изложницам.
  2. Дожидаются, пока сырье застынет и превратится в твердые слитки.
  3. Застывшие слитки перемещают в нагревательные колодцы и подогревают их.
  4. Подогретые слитки отправляют на обжимной станок – блюмер. Здесь им придается форма с прямоугольным сечением. Обжатые слитки называют блюмсом.
  5. Блюмсы направляются на прокатный станок, где их переваливают из одного ручья в другой. Здесь происходит вытягивание заготовки и придание ей заданной в ТЗ формы.
  6. Полученная полоса разрезается на рельсы требуемой длины.
  7. Рельсы выпрямляют в местах обнаружения неровностей. На их поверхности при необходимости делают отверстия под болты.

После проката рельсы охлаждают, используя замедленный процесс понижения температуры. Для этого применяются закрытые короба и охлаждающие колодцы. С их помощью снижается риск образования трещин в структуре рельса. Для увеличения прочностных характеристик рельс выполняется термическое упрочнение. Рельсы закаляются с соблюдением следующих этапов:

  1. Нагрев в проходной печи в течение 40 – 60 минут. Температура – от 840 до 870 °С.
  2. Охлаждение до средней температуры в 295 °С. На этот процесс затрачивается от 8 до 40 минут. Используется расплав солей калиевой селитры и нитрата натрия.
  3. Окончательное охлаждение балок на открытом воздухе.
  4. Смывание остатка солей с поверхности рельс.

Закалка рельс с применением соляных растворов улучшает характеристики вязкости и пластичности. Прочность изделий из низколегированной стали может увеличиться до 1400 Мпа.

Товары из статьи в нашем каталоге

Рельсы Р-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы Р-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ Р51685-2013
25 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы РП-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ 51045-2014
25 м
тонна
132 000 руб.
Рельсы Р-50, ОТ350
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
142 000 руб.
Рельсы РП-50, ОТ350
ГОСТ 51045-2014
12,5 м
тонна
138 000 руб.

Основные требования к рельсовой стали

Вне зависимости от того, из какой стали делают рельсы, к сырью предъявляются обеспечивающие качество и безопасность железнодорожных путей требования. ГОСТом Р51685-2013 определяются допустимая загрязненность стали неметаллическими включениями, допустимые внутренние дефекты и показатели качества:

  • Диаметр каждого из шести шаровидных включений не должен превышать 30 мкм, а их усредненный диаметр должен быть не более 20 мкм.
  • Нитеобразные шаровидные включения не должны превышать длину для специальных рельс 353 мкм (усредненный 300 мкм) и для общих 705 мкм (усредненный 500 мкм).
  • Максимальный коэффициент отдельных и нитеобразных шаровидных включений – 30 мкм2/мм2.

В структуре стали должны отсутствовать внешние и внутренние трещины, пятнистые разделения составляющих, расслойки, корочки, шлаки, инородные включения. Не допускаются к использованию рельсы, у которых при ультразвуке выявлены дефекты с амплитудами, превышающими установленные приложениями ГОСТ показатели.

Онлайн-консультация от профессионалов!

Получите рекомендации специалистов не выходя из дома.

Химический состав

Железо – основной компонент железнодорожного металлопроката. Кроме него в составе изделий находится и ряд других элементов, процентное соотношение которых закреплено в ГОСТ Р554 97-2013. В стали присутствуют:

  • От 0,03 до 0,07% азота. Примесь, образующая неспособные термоупрочняться нитриды ванадия.
  • От 0,08 до 0,012% ванадия. Увеличивают устойчивость сплава к нагрузкам. Повышают прочность и износостойкость рельс, связываясь с углеродом.
  • От 0,18 до 0,40% кремния. Нужен для улучшения кристаллической структуры сплавов. Удаляет остатки кислорода из металлических заготовок, предупреждает неоднородность их структуры. В 1,5 раза увеличивает срок службы железнодорожного полотна.
  • От 0,25 до 1,05% марганца. Увеличивает ударную вязкость на 20 – 30 %. Предупреждает снижение пластичности сплава.
  • До 0,045% серы. Превышение этого показателя увеличивает риск образования трещин на поверхности рельс.
  • От 0,71 до 0,82% углерода. Связывает молекулы железа, образуя карбиды. Увеличивает твердость и предел прочности в 2 раза.
  • До 0,035% фосфора. Из-за этого вещества сплав становится хрупким. Появляется риск разлома рельсов.

Механические свойства

Разобравшись, из чего делают рельсы и каков химический состав сплава, можно оценить их механические свойства. Пластичность у металлопроката умеренная. Рельсы можно производить горячим способом, так как относительное сужение не превышает 25%. Прочность при растяжении определяется временным сопротивлением на разрыв. В зависимости от типа рельс показатели соответствуют таким данным:

  • Р65 и Р75, выполненные из мартеновской стали - 900 МПа (90 кгс/мм2);
  • Р50 из сплавов, изготовленных в мартеновских печах - 880 МПа (88 кгс/мм2);
  • Р43 из стали конвертерного производства - 770 МПа (77 кгс/мм2);
  • Рельсы для трамвайных путей, углеродистая или среднемарганцовистая сталь - 800 МПа (80 кгс/мм2).

Металл, из которого изготовлены рельсы, выдерживает напряжение сжатия до 1000 МПа (100 кгс/мм2) и изгиб подошвы до 250 Мпа (кгс/мм2). Поверхность металлических балок начинает деформироваться при нагрузках от 600 до 810 Мпа.

Ударная вязкость балок должна быть не менее 25 Дж/см2. Она выявляется при снижении температурных показателей до -60 °С, если это рельсы ОТ350НН и ДТ350НН, и при комнатной температуре у других типов изделий.

Виды и марки рельсовой стали

Классификация рельсовой стали зависит от количества нагрузок, которые она способна выдержать, и сферы применения. Узнав, из какого металла делают рельсы, можно определить насколько они подходят для прокладки конкретных путей. На производстве чаще используют следующие марки стали:

  • М54. Материал с вязкостью, повышенной за счет большого содержания марганца. Балки из него используются для накладки в местах стыков и стрелочных переводов.
  • М68. Прочный сплав, востребованный для прокладки верхних строений путей.
  • К63. Содержит около 0,3% никеля. Обладает увеличенной твердостью и устойчивостью к коррозии. Выдерживает критические нагрузки. Используется для прокладки крановых путей.
  • К63Ф. В состав добавлен вольфрам, увеличивающий устойчивость к циклическим нагрузкам.
  • 76. Сфера применения – прокладка ширококолейных путей для промышленного транспорта. Используется для изготовления рельс РП 50 и 65.
  • 76Ф. Сталь с добавлением вольфрама. Рельсы, изготовленные из нее, обладают увеличенной пропускной способностью.

Видео по теме статьи

Особенности рельсовой стали

Для изготовления рельс используется сталь следующих типов:

  • Конверторная. Относительное удлинение составляет 17,3 – 22%, поперечное сужение 59 – 62%, а ударная вязкость – 4,8 – 7,7 кг м/см2
  • Мартеновская. Обладает относительным удлинением, схожим с конверторной сталью. Поперечное сужение не превышает 57,7%, а ударная вязкость не более 5,9 кг м/см2.
  • Электросталь. Относительное удлинение находится в пределах 17 – 32%, процентное соотношение сужения – 30 – 59%, а вязкость варьируется от 3 до 10,2 кг м/см2.

Микроструктура трамвайных рельс более неоднородная, чем у железнодорожных. Это связано с различием конфигурации. Части металлической балки для трамвайных путей обрабатывают под воздействием разных температур, а обжатие происходит неравномерно. Привести микроструктуру к однородным показателям у железнодорожных рельс помогает глубокое травление при помощи серной кислоты. Далее изучается микроструктура рельса. В ней не должно быть отделения легкоплавких веществ от трудноплавких.

Состав рельсовой стали

В состав стали входит углерод и примеси, улучшающие характеристики рельс. Марганец повышает вязкость металла и его устойчивость к механическому воздействию. Увеличить срок эксплуатации деталей железнодорожного пути и повысить их твердость помогают кремний, ванадий, титан, цирконий. Чрезмерное количество серных и фосфорных добавок может привести к появлению трещин.

Автор

Елена Костоломова
Cпециалист
Стаж работы 10 лет
Дата публикации 04.10.2023
Насколько полезен был данный материал?

Комментарии

Из чего выплавляют рельсы?

Для выплавки рельс берутся продолговатые слитки неоднородной формы. Их называют блюмами. Из них получают несколько металлических балок. Из этих заготовок формируются рельсы, торец которых напоминает по форме букву «Н».