Химический состав
Железо – основной компонент железнодорожного металлопроката. Кроме него в составе изделий находится и ряд других элементов, процентное соотношение которых закреплено в ГОСТ Р554 97-2013. В стали присутствуют:
- От 0,03 до 0,07% азота. Примесь, образующая неспособные термоупрочняться нитриды ванадия.
- От 0,08 до 0,012% ванадия. Увеличивают устойчивость сплава к нагрузкам. Повышают прочность и износостойкость рельс, связываясь с углеродом.
- От 0,18 до 0,40% кремния. Нужен для улучшения кристаллической структуры сплавов. Удаляет остатки кислорода из металлических заготовок, предупреждает неоднородность их структуры. В 1,5 раза увеличивает срок службы железнодорожного полотна.
- От 0,25 до 1,05% марганца. Увеличивает ударную вязкость на 20 – 30 %. Предупреждает снижение пластичности сплава.
- До 0,045% серы. Превышение этого показателя увеличивает риск образования трещин на поверхности рельс.
- От 0,71 до 0,82% углерода. Связывает молекулы железа, образуя карбиды. Увеличивает твердость и предел прочности в 2 раза.
- До 0,035% фосфора. Из-за этого вещества сплав становится хрупким. Появляется риск разлома рельсов.
Механические свойства
Разобравшись, из чего делают рельсы и каков химический состав сплава, можно оценить их механические свойства. Пластичность у металлопроката умеренная. Рельсы можно производить горячим способом, так как относительное сужение не превышает 25%. Прочность при растяжении определяется временным сопротивлением на разрыв. В зависимости от типа рельс показатели соответствуют таким данным:
- Р65 и Р75, выполненные из мартеновской стали - 900 МПа (90 кгс/мм2);
- Р50 из сплавов, изготовленных в мартеновских печах - 880 МПа (88 кгс/мм2);
- Р43 из стали конвертерного производства - 770 МПа (77 кгс/мм2);
- Рельсы для трамвайных путей, углеродистая или среднемарганцовистая сталь - 800 МПа (80 кгс/мм2).
Металл, из которого изготовлены рельсы, выдерживает напряжение сжатия до 1000 МПа (100 кгс/мм2) и изгиб подошвы до 250 Мпа (кгс/мм2). Поверхность металлических балок начинает деформироваться при нагрузках от 600 до 810 Мпа.
Ударная вязкость балок должна быть не менее 25 Дж/см2. Она выявляется при снижении температурных показателей до -60 °С, если это рельсы ОТ350НН и ДТ350НН, и при комнатной температуре у других типов изделий.
Виды и марки рельсовой стали
Классификация рельсовой стали зависит от количества нагрузок, которые она способна выдержать, и сферы применения. Узнав, из какого металла делают рельсы, можно определить насколько они подходят для прокладки конкретных путей. На производстве чаще используют следующие марки стали:
- М54. Материал с вязкостью, повышенной за счет большого содержания марганца. Балки из него используются для накладки в местах стыков и стрелочных переводов.
- М68. Прочный сплав, востребованный для прокладки верхних строений путей.
- К63. Содержит около 0,3% никеля. Обладает увеличенной твердостью и устойчивостью к коррозии. Выдерживает критические нагрузки. Используется для прокладки крановых путей.
- К63Ф. В состав добавлен вольфрам, увеличивающий устойчивость к циклическим нагрузкам.
- 76. Сфера применения – прокладка ширококолейных путей для промышленного транспорта. Используется для изготовления рельс РП 50 и 65.
- 76Ф. Сталь с добавлением вольфрама. Рельсы, изготовленные из нее, обладают увеличенной пропускной способностью.
Комментарии