МТК Производственно-коммерческая фирма Производственно-коммерческая фирма
ул. Блюхера, д. 45, оф. 1 Екатеринбург
+7 (343) 360-92-00
Оформить заявку
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Получить консультацию
И принять условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных
Подписаться на рассылку

Получайте информацию о выгодных спецпредложениях и поступлениях


Стрелка вверх
Оформить заявку
Корзина: 0

Типы железнодорожных рельсов

Рельсы – основной конструктивный элемент верхнего строения пути. Они используются для перемещения транспорта общего и промышленного назначения. Применяются в строительной, шахтерской и других отраслях. Железнодорожные рельсы имеют обширную классификацию, которая основывается на их характеристиках и сфере применения. Правильный выбор металлических балок позволит продлить срок годности железнодорожных путей и колесных механизмов, обеспечить безопасное движение составов.

0
12 минут

Виды и классификация рельс

В зависимости от назначения различают следующие типы рельсов:

  • Рудничные (Р33, 38, 43). Используются для передвижения вагонеток и небольших составов в подземных шахтах. Востребованы в производстве стрелочных переводов.
  • Ширококолейные (РП50, 65, 75). Применяются на производственных предприятиях для железных дорог с широкой колеей и стрелочных переводов.
  • Узкоколейные (Р8, 11, 18, 24). Нужны для укладки путей с узкой колеей и предназначенных для подземных шахт линий.
  • Крановые (КР70, 80, 100, 120, 140). Требуются для проезда крановых тележек и подъемных кранов.
  • Контррельсовые (РК50, 65, 75). Предупреждают соскакивание колес с рельсового пути.
  • Рамные (РР65). Представляют собой боковую опору остряков. Выполняют соединительную функцию.
  • Усовиковые (УР65). Устанавливаются там, где пути и съезды пересекаются. Востребованы при изготовлении крестовин, имеющих непрерывную поверхность катания.
  • Трамвайные (Т58, 60, 62, 65). Имеют структуру стали и химический состав, позволяющие эксплуатировать их при электрическом напряжении.
  • Остряковые (О43, 50, 65, 75). Востребованы в промышленности, прокладывании путей общего и необщего пользования.
  • Железнодорожные (Р50, 65, 75). Из них монтируются широкие колеи и стрелочные переводы в путях звеньевого и бесстыкового типа.

Для повышения прочности рельс, металлопрокат обрабатывают методом объемной прокалки или упрочняют заготовки по их сечению. Сталь для изготовления блюмов выплавляют в мартеновских печах, в конвертерах или электропечах. За основу классификации рельс берется класс прочности, профиля, прямолинейности, а также другие параметры, влияющие на характеристики проложенных железнодорожных линий.

«Металло-транспортная компания» предлагает купить железнодорожные рельсы в Екатеринбурге с доставкой к месту прокладки. Для заказа оставляйте контактные данные на нашем сайте или звоните по номерам +7 (343) 360-92-00, 360-92-02.

Товары из статьи в нашем каталоге

Рельсы Р-65, ОТ350/ДТ
ГОСТ Р51685-2013
25 м
тонна
135 000 руб.
Рельсы Р-65, НТ260
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м, 25 м
тонна
132 000 руб.
Рельсы Р-65, ДТ350, (ОАО "ЧМК")
ТУ 0921-231-01124323-2014
12,5 м
тонна
134 000 руб.
Рельсы Р-50, ОТ350
ГОСТ Р51685-2013
12,5 м
тонна
142 000 руб.
Рельсы Р-43
ГОСТ 30165-94
12,5 м
тонна
153 000 руб.

Типы железнодорожных рельс

Рельсы, предназначенные для ширококолейных линий, изготавливаются с учетом требований ГОСТ Р 21585-2000. Габариты различных типов металлопроката:

Тип рельсов

Высота, мм

Ширина подошвы, мм

Ширина головки, мм

Тип рельсов

Высота, мм

Ширина подошвы, мм

Ширина головки, мм

Р75

192

150

75

Р33

128

110

60

Р65

180

150

75

Р65К

181

150

75

Р50

152

132

72

КР80

130

130

87

Р43

140

114

70

КР100

150

150

108

Р38

135

114

68

 

 

 

 


image.png (1).jpg

Профиль, длина и масса

Поперечный профиль, очертания и размеры рельсов зависят от требований, которые предъявляются к их прочности. Учитывается также конструкция колес составов. При изготовлении рельсов их головку выполняют так, чтобы она была немного выпуклой. Это позволяет увеличить площадь контакта с поверхностью и центральность давления колес. Очертания головки соответствуют прямой переменной радиуса:

  • Радиус в средней части кривой – 300 – 500 мм.
  • Радиус по краям – 80 – 100 мм.
  • Радиус сопряжения головки железнодорожных рельсов с боковыми гранями – 13 и 15 мм.

Рельсы, в конструкции которых предусмотрены болтовые соединения, могут иметь длину 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м. Отклонение этого показателя не должно превышать 4 мм. Варианты длины рельсов без болтовых соединений:

  • До 20 м с отклонением не более 1 мм.
  • От 21 до 25 м с отклонением в пределах 20 мм.
  • От 26 до 100 м с погрешностью до 30 мм.

Масса железнодорожных рельс соответствует таблице:

Тип рельсов

Масса на каждый погонный метр, кг

Тип рельсов

Масса на каждый погонный метр, кг

Р-8

8,42

Р-38

38,4

Р-11

11,8

Р-43

44,6

Р-18

17,9

Р-50

51,7

Р-24

24,9

Р-65

64,7

Р-33

33,4

Р-75

74,4

Онлайн-консультация от профессионалов!

Получите рекомендации специалистов не выходя из дома.

Требования и действующие стандарты

Железнодорожные рельсы изготавливаются с соблюдением следующих ГОСТов:

  • 19240-73 – для наземных и подвесных путей;
  • 7173-54 – для рельсов, используемых в промышленных целях;
  • 6368-82 – для узкоколейных рельсов;
  • 6726-53 – для ширококолейных линий.

Согласно ГОСТ Р 51685-2013 рельсы должны изготавливаться с учетом таких требований:

  • Для уменьшения нагрузки на движущий механизм составов и элементы пути рельсовые петли должны быть максимально большими.
  • Конструкции, монтируемые на путях с высокими осевыми нагрузками, утяжеляют.
  • Жесткость при установке железобетонных шпал должна быть 100 – 120 НМ/м., а для деревянных – 40 – 50 НМ/м.
  • Ударная вязкость не менее 20 Дж/см2 – такие рельсы не ломаются в ответ на динамическое воздействие.

Маркировка железнодорожных рельс

На поверхности рельса указывают:

  • тип металлопроката;
  • марку использованной для изготовления стали;
  • длину изделия;
  • категорию качества;
  • наличие отверстий под болты;
  • принадлежность к определенному стандарту по ГОСТ.

Дополнительно используется маркировка краской различных цветов. Разберемся, что она обозначает:

  • Обводка голубого оттенка по контуру торца и один керн – рельс 1-ой группы.
  • Обводка белого цвета по контуру торца – изделие 2-ой группы.
  • Полоса голубая или белая, расположенная на верхней части головки – 1-ый сорт, концы закалены.
  • Зеленая обводка по контуру торца с выдавленной буквой З, и вертикальная полоса через 1 метр от него – 1-ый сорт, закаленный в соответствии с 1-ым классом по всей длине.
  • Желтый контур торца и вдавленная «З», зеленая полоска через 1 метр – первосортный рельс, 2-ой класс закалки.
  • Желтая контурная обводка с шифром из буквы и цифр через 1 метр – опытный рельс с характеристиками, указанными в сопроводительной документации.
  • Окрашенный в белый или голубой оттенок край подошвы обозначает одинарное укорочение – 40 мм (при длине 12,5 м.) или 80 мм (для 25 м.)
  • Окрашивание двух концов подошвы – укорочение с обеих сторон, равное 80 мм (для 2,5 м.) и 160 мм (у рельсов на 25 м.).
  • Покраска верха подошвы в желтый цвет говорит о том, что углерода в стали содержится больше средних значений, прописанных в нормативных документах.
  • Красная краска на подошве и части шейки, а также два выбитых керна – второсортное незакаленное изделие.
  • Зеленая отметина по подошве и половине шейки с двумя выбитыми кернами – закаленная балка второго сорта.
  • Полное окрашивание торцевой части в синий, три керна на каждом торце – негодная к прокладке международных путей сообщения деталь.

Размеры

Нормативные документы закрепляют основные параметры рельсов, способных выдержать высокие динамичные нагрузки. Ознакомиться с ними поможет таблица:

Маркировка

Данные по размерам, см

Общая высота

Высота шейки

Толщина шейки

Ширина головки

Ширина подошвы

Высота пера

Р8

6,5

3,6

0,7

2,5

5,4

0,43

Р11

6,6

4,5

0,7

3,2

6,6

0,4

Р18

9

3,8

1

4

8

0,425

Р24

10,8

5,9

1,05

5,1

9,2

0,675

Р33

12,8

---

1,2

6

11

---

Р43

14

---

1,45

7

11,4

---

Р50

15,2

8,3

1,6

7,2

13,2

1,05

Р65

18

10,5

1,8

7,5

15

1,12

Р75

19,2

10,4

2

7,5

15

1,35

Видео по теме статьи

Характеристики

Виды рельс подразделяют на категории в зависимости от их прочности и выносливости. На поверхность металлопроката наносится соответствующая маркировка:

  • ДТ – дифференцированно термоупрочненные;
  • ОТ – объемно термоупрочненные;
  • НТ – нетермоупрочненные;
  • ИК – повышенные показатели выносливости и контактной устойчивости;
  • ВС – высокоскоростное пассажирское движение;
  • СС – скоростное совмещенное движение;
  • НН – низкотемпературная надежность.

Нормативные документы определяют предел скручивания рельсов:

  • При длине меньше 18 м – до 1,25 мм.
  • При длине от 18 до 24,84 м – до 2 мм.
  • При длине более 24,84 – до 2,5 мм.

Допустимо отклонение перпендикулярности торцов относительно рельсовой поверхности, не превышающее 0,6 мм.

На поверхности катания головок может образоваться магнитная индукция. Ее допустимое значение - 0,7 мТл. При превышении этих показателей выполняется размагничивание. Остаточное напряжение подошвы для любых типов рельс должно быть меньше 250 Н/мм2.

Качество

На рельсы наносят маркировку, обозначающую их качество – В (высшее), Т1 (нормальное), Н (слабое). Маркировка «В» означает, что это изделие с высокой прямолинейностью, с ресурсом допустимой нагрузки 1100 млн. тонн. Согласно ГОСТ Р51685-2013, качество поверхности рельс определяет отсутствие:

  • раскатных корочек и загрязнений;
  • вмятин, трещин, продиров;
  • волосовин, морщин и раскатных пузырей на длине 20 см, отсчитанной от торцов;
  • дефектов, которые можно выявить с помощью неразрушающих методов контроля;
  • расслоений, заусенцев, наплывов металла;
  • дефектов, появляющихся в результате вытравления металла;
  • иных признаков разрушения и повреждения металлопроката.

Автор

Елена Костоломова
Cпециалист
Стаж работы 10 лет
Дата публикации 07.09.2023
Насколько полезен был данный материал?

Комментарии

Часто задаваемые вопросы

Хотите купить железнодорожные рельсы в Екатеринбурге, но у вас остались вопросы? Ответы на некоторые из них можно узнать прямо сейчас. Получить более подробную консультацию можно по телефону +7 (343) 360-92-00.