Классификация дефектов рельсов
1 ГРУППА - ОТСЛОЕНИЕ ИЛИ ВЫКРАШИВАНИЕ МЕТАЛЛА НА ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ГОЛОВКИ | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
1 | Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания головки | В процессе изготовления из-за недостатков технологии на рельсах могут образовываться дефекты в виде волосовин, закатов и плен Эти дефекты, не замеченные при приемке рельсов на заводе, приводят к образованию отслоений и выкрашиваний металла на поверхности катания после того, как по рельсам начинают ездить поезда | Внешний осмотр | Тщательное наблюдение за развитием дефектов Рельсы, лежащие в главном пути с грузонапряженностью более ю млн т-км/км брутто в год, на которых-отслоения и выкрашивания имеют глубину более з мм, считаются дефектными и подлежат замене в плановом порядке При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельсы с такой глубиной этого дефекта предъявляются рекламации заводу-изготовителю | |
2 | Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки | Недостаточная контактно-усталостная прочность металла рельсов и наличие местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль и исправления прокатки (в виде дорожек) Чаще всего повреждается рабочая грань рельсов наружных нитей в кривых участках Возможно развитие такого дефекта в дефект 7. | В начальной стадии развития может быть выявлен ультразвуковым дефектоскопом Признак появления дефекта темные пятна вблизи рабочей выкружки головки с наплывом на нее металла. | Рельсы главного пути с грузонапряженностью более ю млн т-км/км брутто в год, на которых выкрашивание достигает глубины более з мм или на поверхности катания которых вблизи рабочей выкружки головки есть темные пятна с наплывом металла, приводящее к выкрашиванию глубиной, как правило, более з мм, считаются дефектными и подлежат замене в плановом порядке. | |
3 | Пробуксовка колесами локомотивов | Воздействие колес подвижного состава при боксовании вызывает образование впадин на поверхностях головок обеих рельсовых нитей Возможно выкрашивание металла. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Рельсы с пробоксовинами чаще проверяют дефектоскопами Рельсы с пробоксовинами глубиной более 2 мм на участках со скоростями движения поездов 120 км/ч и менее и глубиной более 1 мм на участках со скоростями движения выше 120 км/ч относятся к дефектным и подлежат замене в плановом порядке. При наличии выкрашиваний глубиной более 3 мм рельсы также заменяют в плановом порядке. | |
4 | Выкрашивание закаленного слоя на поверхности катания головки рельса | Неудовлетворительная закалка рельсов, из-за чего в закаленном слое могут образоваться участки мартенсита или местных неравномерных переходов по твердости от закаленного к незакаленному металлу. При воздействии колес подвижного состава в этих местах выкрашивается и отслаивается металл, чему способствует также искривленность рельсовых концов. | Внешний осмотр. | Тщательное наблюдение за развитием дефекта. Рельсы, на которых выкрашивание имеет длину более 25 мм на конце или глубину более 3 мм на остальной части независимо от длины выкрашивания, относятся к дефектным и подлежат замене в плановом порядке. Если пропущенный тоннаж оказывается меньше гарантийного, на рельсы с выкрашиванием из-за дефектов терморобработки глубиной более 3 мм заводу-изготовителю предъявляется рекламация. | |
5 | Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания головки рельса | Нарушение технологии наплавки, приводящее к неравнопрочности сварного соединения между наплавленными и основным металлом. Под воздействием подвижного состава наплавленный слой выкрашивается или отслаивается. Возможно образование поперечных трещин, берущих начало у основания наплавленного слоя. | Внешний осмотр и проверка ультразвуковыми дефектоскопами. | После полного удаления ранее наплавленного металла необходимо наплавить рельс повторно. При выкрашивании наплавленного слоя длиной более 25 мм рельс относят к дефектным и заменяют в плановом порядке. | |
2 ГРУППА - ПОПЕРЕЧНЫЕ ТРЕЩИНЫ В ГОЛОВКЕ И ИЗЛОМЫ ИЗ-ЗА НИХ | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
6 | Поперечные трещины в головке (в виде светлых или темных пятен) и изломы из-за них | Главная причина образования трещин-флокены, располагающиеся обычно на глубине более ю мм от поверхности катания. Флокен - это зернистый надрыв, от которого под действием нагрузки от подвижного состава радиально развиваются усталостные трещины. В отечественных рельсах производства после 1949 г. флокены практически не встречаются. Усталостные трещины могут развиваться и от газовых пузырей, неметаллических включений и резко выраженной ликвидации. | Проверка дефектоскопами. | Рельс с трещинами любой величины необходимо заменить немедленно. Рельсы этой же плавки заменяют в плановом порядке, а до замены чаще проверяют дефектоскопами. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельс предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
7 | Поперечные трещины в головке (в виде светлых или темных пятен) и изломы из-за них | Недостаточная контактно-усталостная прочность металла, наличие в стали местных скоплений неметаллических включений. Развивается под воздействием подвижного состава. В начале образования дефекта возникает продольная наклонная трещина, развитие которой приводит к отслоению металла - выщербине (дефект 2) или к поперечной трещине (дефект 6). | Проверка дефектоскопами. | Рельс с поперечными трещинами любой величины заменяют без промедления. При обнаружении поперечной трещины или излома в рельсе бесстыковой плети дефектный кусок вырезают и заменяют его другим рельсом, соединяя с концами бесстыковой плети накладками и болтами. Затем в плановом порядке непрерывность плети восстанавливают сваркой. | |
8 | Поперечные трещины в головке | Возникают из-за боксования или юза, а также прохода колес с большими ползунами или выбоинами. Такие трещины могут привести к хрупкому излому, особенно при низких температурах. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс заменяют без промедления. Даже если никаких внешних признаков повреждения остальных рельсов нет, за ними учащают наблюдение на всем участке, где прошел подвижной состав с неисправными колесами. | |
9 | Поперечные трещины в головке и изломы из-за них | Механические повреждения (после ударов рельс о рельс и т. п.), концентрирующие напряжения и могущие становиться очагами образования трещин даже при нормальной нагрузке. Трещина быстро развивается и может привести к излому рельса. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | При выгрузке и эксплуатации рельсов в пути необходимо бережно обращаться с ними, не допуская ударов и других повреждений. Рельс с трещиной заменяют без промедления. | |
10 | Поперечные трещины в головке сварного стыка | Недоброкачественное выполнение сварочных работ, наличие включений, пузырей и трещин в месте сварки или неудовлетворительная обработка места сварки (наличие зарубки). | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс либо немедленно заменяют, либо дефектный кусок вырезают и вваривают новую вставку. | |
11 | Закалочные трещины в закаленном слое металла головки и изломы из-за них | Неравномерный нагрев и охлаждение рельса в процессе закалки. | Проверка дефектоскопами. | Рельс подлежит замене без промедления. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельс предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
3 ГРУППА - ПРОДОЛЬНЫЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ТРЕЩИНЫ В ГОЛОВКЕ | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
12 | Вертикальное расслоение головки | Наличие в рельсе остатков усадочной раковины, резко выраженной ликвации и заворотов корки. | Внешний осмотр, проверка дефектоскопами. | Рельс немедленно заменяют. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на него предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
13 | Горизонтальное расслоение головки | Наличие крупных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль прокатки. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс подлежит замене без промедления. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на него предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
14 | Трещины в головке близ приварного рельсового соединителя | Неправильная приварка рельсовых соединителей. Возникающие небольшие сварочные трещины могут развиваться в поперечные и иногда в продольные трещины, приводящие к выколам головки. | Внешний осмотр. | Рельс без промедления заменяют. | |
4 ГРУППА - СМЯТИЕ И НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС ГОЛОВКИ (ДЛИННЫЕ ВОЛНЫ И РИФЛИ) | |||||
15 | Волнообразная деформация головки (волны длиной 25-150 см) | Как правило, возникает при прокатке и правке рельсов на заводах из-за вибрации прокатной клетки, биения валков и др. При эксплуатации рельсов первоначальные дефекты развиваются и образуют волнообразные неровности. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Шлифовка головки в пути рельсо-шлифовальным поездом. Если шлифовка невозможна, рельсы с глубиной волны на длине 1 м более 3 мм при скорости движения поездов до 70 км/ч включительно, более 2 мм при скорости от 71 до 100 км/ч включительно, более 1,5 мм при скорости от 101 до 120 км/ч включительно и более 1 мм при скорости свыше 120 км/ч считаются дефектными, их заменяют в плановом порядке. | |
16 | Смятие и вертикальный износ головки | Недостаточная прочность металла головки рельса. Под воздействием подвижного состава головка быстро деформируется, ее металл сплывает на боковую грань или изнашивается. К смятию концов рельсов приводит также неудовлетворительное содержание стыков. | Внешний осмотр. | При неравномерном смятии, затрудняющем содержание колен по ширине, или равномерном смятии и износе, величина которого превышает допускаемую для вертикального износа, а также при провисших концах, включая смятие на линиях со скоростями движения до 100 км/ч включительно более - 4 мм, со скоростями от 101 до 120 км/ч - более 3 мм, со скоростями от 121 до 140 км/ч - более 2 мм, со скоростями более 140 км/ч - 1,5 мм рельсы являются дефектными и их заменяют в плановом порядке. | |
17 | Смятие головки внутреннего рельса в кривой | Увеличенное возвышение наружного рельса в кривых, что приводит к чрезмерному давлению колес на внутреннюю нить кривых. В отличие от дефекта 16 вызван недостатками в устройстве и содержании пути. | Внешний осмотр. | Возвышение наружного рельса привести в соответствие с условиями движения поездов. Рельсы с неравномерным смятием, затрудняющим содержание колеи по ширине, или с равномерным смятием, величина которого превышает допускаемую для вертикального износа, заменяют в плановом порядке. | |
18 | Сверхнормативный боковой износ головки | Недостаточная прочность металла, усиленное боковое давление, скольжение гребней колесных пар по боковой грани головки наружного рельса в кривых. | Внешний осмотр и измерение специальными приборами. | На участках с интенсивным боковым износом рельсов следует поставить гребне- и рельсосмазыватели. Необходимо следить за правильным положением кривых в плане и возвышением наружного рельса. Рельсы со сверхнормативным износом считаются дефектными, их заменяют в плановом порядке. | |
19 | Смятие головки в виде седловины в зоне сварного стыка | Неоднородность механических свойств металла после сварки рельсов, из-за чего образуется местное одиночное (одна седловина) или двойное (две седловины) смятие. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Поверхность катания в зоне сварного стыка выравнивают местной шлифовкой. При седловине глубиной более 2 мм на длине 1 м, если скорости движения поездов до 120 км/ч включительно, и более 1 мм, если скорости свыше 120 км/ч, рельсы считаются дефектными и заменяются в плановом порядке. | |
20 | Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка | Образуется в месте резкого изменения твердости закаленного и незакаленного металла. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Поверхность катания в зоне седловины шлифуют. При глубине седловины более 3 мм на длине 1 м и скоростях движения поездов до 120 км/ч включительно, глубине более 2 мм и скоростях от 121 до 140 км/ч, глубине более 1,5 мм и скоростях свыше 140 км/ч рельсы считаются дефектными и заменяются в плановом порядке. | |
21 | Короткие (3-12 см) волнообразные неровности на головке рельса - рифли | При движении подвижного состава из-за ряда причин колеса периодически проскальзывают, что вызывает сдвиги или интенсивное истирание верхних слоев металла. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Поверхность головки рельсов обрабатывают рельсошлифовальным поездом. Если шлифовать нельзя и глубина рифлей превышает 3 мм при скорости движения до 70 км/ч включительно, 2 мм при скорости от 71 до 100 км/ч включительно, 1,5 мм при скорости от 101 до 120 км/ч включительно и 1 мм при скорости свыше 120 км/ч, рельсы считаются дефектными, их заменяют в плановом порядке. | |
5 ГРУППА - ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ШЕЙКИ | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
22 | Расслоение шейки | Остатки усадочной раковины, резко выраженная ликвация в шейке рельса из-за недостаточной обрезки рельсовой полосы (на заводе) или наличие скоплений неметаллических включений. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс необходимо заменить без промедления. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельс предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
23 | Продольная трещина и выколи из-за нее в местах перехода головки в шейку | Недостатки профиля. Очень высокие местные напряжения. При развитии трещина может изменить направление и привести к выколу куска рельса. Плохое содержание пути, в частности по подуклонке, также способствует образованию трещин. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельсы с трещинами под головкой, выходящими в торце или начинающиеся от торца независимо от их длины, а также с трещинами длиной более 30 мм, расположенными вне стыка, подлежат замене без промедления. Рельсы с краснотой под головкой, а также с продольной горизонтальной трещиной под ней вне стыка длиной до 30 мм считаются дефектными. Они могут временно оставаться в пути при условии тщательного наблюдения и последующей замены. | |
24 | Трещина в шейке от болтовых и других отверстий | Концентрация напряжений на кромках болтовых отверстий. Надрывы на кромках отверстий, вызванные сверлением, и коррозия ускоряют образование трещины. Неудовлетворительное состояние стыков (ослабление болтов, отрясение стыковых рельсов, наличие больших зазоров) может быть основной причиной появления и развития дефектов. | Проверка дефектоскопами, ручными вспомогательными инструментами, внешний осмотр со снятием накладок. | Рельс надо заменить немедленно. | |
25 | Трещина в шейке в местах маркировочных знаков и выколы из-за нее | Механические повреждения, где концентрируются напряжения, могущие привести к образованию трещин или излому рельса. | Проверка дефектоскопами и внешний осмотр. | Рельс надо заменить немедленно. | |
26 | Трещина в шейке в зоне сварного шва | Недоброкачественная сварка и обработка сварного шва. | Проверка дефектоскопами и внешний осмотр. | Рельс надо заменить без промедления либо вырезать дефектный кусок и вварить новую вставку. | |
27 | Коррозия шейки | Атмосферное влияние и воздействие химических веществ. Чаще всего такие дефекты появляются в тоннелях, на путях отстоя и загрузки ледников, в местностях с солончаковыми почвами. | Внешний осмотр. | Тщательный контроль за состоянием рельсов. Рельсы, пораженные на глубину более 4 мм, считаются дефектными, их заменяют в плановом порядке. | |
6 ГРУППА - ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ПОДОШВЫ | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
28 | Продольные трещины, выкол части подошвы и излом | Из-за недостатков или нарушения технология производства на подошве рельсов могут появляться дефекты в виде волосовин, закатов и др., что в процессе эксплуатации приводит к образованию трещин, а затем к выколу части подошвы или излому рельса. | Проверка дефектоскопами и внешний осмотр. | Рельс с трещиной или с выколом подошвы надо без промедления заменить. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельс предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
29 | Выкол подошвы без видимых дефектов в изломе | Недостатки профиля рельса; недостаточная толщина подошвы, крутое сопряжение подошвы с шейкой; неравномерное опирание подошвы рельса на подкладку. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс с выколом подошвы или с трещинами вдоль нее следует заменить без промедления. | |
30 | Трещины и выколы подошвы | Механические повреждения подошвы, что влечет за собой концентрацию напряжений. Это может привести к образованию трещин в подошве, выколу части подошвы или излому рельса. | Внешний осмотр. | Рельс с трещиной надо без промедления заменить. За рельсами с механическими повреждениями, но без трещин, постоянно наблюдают. Рекомендуется полого зачистить повреждения на поверхности рельса. | |
31 | Трещины в подошве в сварном шве | Нарушение технологии сварки, наличие включений, пузырей и трещин в месте сварки, неудовлетворительная механическая обработка сварного шва. | Проверка дефектоскопами и внешний осмотр. | Рельс надо немедленно заменить или вырезать дефектный кусок и вварить новую вставку. | |
32 | Коррозия подошвы | Атмосферное влияние, воздействие химических веществ, большая сезонная влажность и утечка тягового тока (электрокоррозия). Чаще всего такие дефекты бывают в тоннелях, на путях отстоя и загрузки ледников, в местностях с солончаковыми почвами и с влажным климатом. При большой сезонной влажности на пути с деревянными прокладками-амортизаторами, а в меньшей степени и с прокладками из других материалов ржавчина появляется между подкладкой и подошвой рельса, при этом на подошве могут образоваться каверны (углубления). Появления поперечных усталостных трещин и изломы по ним возможны в местах коррозии подошвы. | Внешний осмотр. Рекомендуется периодическая одиночная замена рельсов для тщательного осмотра подошвы. | При пораженной ржавчиной подошве на глубину у ее края более 4 мм рельс считается дефектным и подлежит замене в плановом порядке. Рельс, у которого кромка подошвы подвержена электрокоррозии на глубину от 5 до 8 мм, подлежит замене в плановом порядке, а если на глубину более 8 мм - немедленной. В случае обнаружения поперечной трещины рельс заменяют без промедления и проверяют остальные рельсы. | |
7 ГРУППА - ИЗЛОМЫ ПО ВСЕМУ СЕЧЕНИЮ (ИСКЛЮЧАЯ ИЗЛОМЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ВО 2 ГРУППЕ) | |||||
№ | Схема дефекта | Описание дефекта | Причины появления и развития | Способы выявления | Указания по эксплуатации рельсов |
33 | Поперечный излом | Наличие шлаковых или других посторонних включении, попадающих в металл при изготовлении рельсов. | Проверка дефектоскопами. | Рельс заменяют без промедления. При пропущенном тоннаже менее гарантийного на рельс предъявляется рекламация заводу-изготовителю. | |
34 | Поперечный излом | Незамеченные поперечные трещины в головке, возникшие после прохода колес с большими ползунами и выбоинами (дефект 8). | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс заменяют немедленно. Чаще наблюдают за остальными рельсами на участке, где прошел подвижной состав с неисправными колесами, даже если никаких внешних признаков повреждения рельсов нет. | |
35 | Поперечный излом без видимых пороков в нем | Плохое состояние пути, большие растягивающие напряжения в рельсах бесстыкового пути, превышение допускаемой нагрузки, а также хрупкость и хладоломкость рельсовой стали. | Внешний осмотр и проверка дефектоскопами. | Рельс заменяют без промедления. | |
8 ГРУППА - ИЗГИБЫ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ | |||||
36 | Изгиб при выгрузке с подвижного состава | Небрежные погрузка, выгрузка и перевозка. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. | Рельсы, лежащие в пути и имеющие небольшие изгибы, могут быть выправлены непосредственно в пути гидравлическим прессом или другими приспособлениями. Рельсы с резкими и большими искривлениями следует заменить. | |
37 | Нарушение прямолинейности в сварном стыке | Сварка рельсов с невыпрямленными концами, неправильная стыковка или изгиб рельсов при сварке. | Внешний осмотр и проверка измерительными приборами. |
Изогнутые сварные стыки следует вырезать и вварить новую вставку или заменить рельс. |
Классификация дефектов рельсов в каталоге на сайте с указанием кодов, параметров и причин повреждений поможет выбрать и заказать у нас новую или б/у конструкцию по выгодной цене без изъянов. МТК «Металло-транспортная компания» в Екатеринбурге уделяет большое внимание надежности и долговечности элементов ВСП.
Классификация дефектов рельсов
В результате движения поездов, неблагоприятных климатических и погодных условий, недобросовестного обслуживания железной дороги возникают повреждения в рельсах, требующие замены или ремонта.
Классификация дефектов рельсов служит для статистического учета, определения их стойкости и надежности во время эксплуатации.
Основные виды повреждений, деформаций и дефектов:
- Поперечные, сложные, поверхностные трещины;
- Горизонтальное отслоение головки;
- Вертикальное отслоение головки;
- Изломы от боксовин;
- Усадка раковины;
- Сбитая головка;
- Излом рельса, выколы подошвы;
- Внутренние усталостные дефекты;
- Истирания, наплывы, смятие;
- Коррозия металла.
Повреждения подразделяются также на:
- Остродефектные - требуют срочной замены. В исключительных случаях при трещинах без полного излома поезда могут двигаться, но со скоростью до 15 км/ч;
- Дефектные – свойства которых ниже допустимого уровня, но еще обеспечивают пропуск транспорта с ограниченной скоростью.
96% повреждений выявляется схемными или переносными дефектоскопами.
Коды дефектов рельсов
В зависимости от места расположения, вида и причин возникновения повреждения унифицированы согласно НТД/ЦП-2-2002 и сведены в каталог дефектов рельсов, где они пронумерованы двузначным основным числом и третьей вспомогательной цифрой, отделяемой точкой.
Структура кодового обозначения следующая:
Первая цифра обозначает вид повреждения и место его появления (шейка, головка, подошва):
- Отслойка металла в результате движения головки по ЖД полотну;
- Появление поперечных трещин;
- Трещины по горизонтали или вертикали, продольные;
- Амортизация головки;
- Неисправности в шейке;
- Неисправности подошвы;
- Изгиб сечения всего профиля;
- Изгиб рельса;
- Другие поломки.
Следующая цифра определяет вторую группу дефектов и информирует о ключевой причине их появления:
- Неточностей и просчетов в технологии изготовления;
- Отсутствии необходимой прочности металла;
- Просчетов во время конструкции;
- Недостатков содержания пути;
- Результатов влияния на рельсы локомотивов;
- Результата механических ударов инструментами;
- Ошибок во время сварочных работ;
- Неточностей метода закалки;
- Нарушений технологии плавки металла;
- Коррозии металла.
Последняя, третья цифра, определяет место расположения изъяна:
- В месте стыка;
- Вне стыка;
- В месте сварки рельсов.
Если третья цифра отсутствует, значит, повреждение может находиться на любом отрезке рельса.